![]() |
| ||||||||||
|
![]() |
| |||||||||
Метод проектовВсе мы знаем сказку «Алиса в стране чудес». А помните первый разговор между Алисой и Чеширским Котом? Алиса: Будь добр, скажи, пожалуйста, по какой дороге можно отсюда выбраться? Кот: Это зависит от того, куда ты хочешь попасть. Алиса: Все равно куда, лишь бы куда-нибудь попасть. Кот: Тогда все равно, по какой дороге идти, куда-нибудь да попадешь. Так и я стояла на перепутье дорог. Но в отличии от Алисы я четко понимала, что хочу дать учащимся не готовые знания, а должна пробудить стремление к самообразованию, привить интерес к обучению, и таким образом готовить обществу современно образованных людей, способных самостоятельно добывать знания, быть мобильными, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу, иметь творческое мышление. Передо мной встал вопрос решения противоречий между: -имеющимися школьными программами и слишком быстро развивающимися компьютерными программами; -необходимостью обеспечения ГО стандартов и разными стартовыми знаниями учащихся, различными способностями детей; -между знаниями, полученными детьми, и умением применять их на практике; -между естественным стремлением детей к активной, творческой деятельности и традиционными формами учебной деятельности. Испробовав различные методы обучения, занимаясь социальным проектированием, пройдя обучение по программе Intel «Обучение для будущего» я пришла к выводу, что метод проектного обучения является самым оптимальным для решения данных противоречий. Выбор также обусловлен и такими факторами, которые выгодно отличают его от других методов. На основе вышеизложенного в своей работе я поставила следующую цель: Формирование самостоятельности и творческой активности учащихся на уроках информатики и ИКТ посредством метода проектов. В своей практике мы с учащимися проходим три уровня проектной деятельности: 1 уровень: Учитель создает проблемную ситуацию и под руководством учителя выполняется проект. Данный уровень используется в начале обучения информатике, когда еще учащиеся не владеют проектной культурой и при сложных темах обучения, когда учащимся трудно справляться самостоятельно. 2 уровень: Учитель создает проблемную ситуацию, а проектная деятельность осуществляется учащимися самостоятельно. При этом учитель консультирует проектантов. 3 уровень: Ученик или группа учащихся сами создают проблему и весь проект выполняется ими самостоятельно. Например, ученик 10 класса нашей школы заинтересовался созданием мультфильмов, организовал группу и вместе они осуществили проект «Оживи рисунок». На каждом уровне предлагаю придерживаться этапов работы над проектом. Учителю необходимо четко спланировать их для достижения максимальной эффективности проектной работы. После защиты каждый ученик оценивают свою работу и работу своих товарищей в группе, группы оценивают проекты друг друга, и работы оцениваются учителем. Рассмотрим использование метода проектов при изучении раздела «Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы» (7 класс). После изучения графических возможностей текстового редактора ребятам предлагаю выполнить проект «Новый знак». В конце изучения раздела семиклассники выполняют итоговой проект «Поздравительная открытка» с использованием всех известных возможностей текстового редактора. При изучении раздела «Компьютерная графика» ребята получают теоретические знания и знакомятся с основными приемами работы с графическим редактором MS Paint. Только после того как ребята научились работать с графическим редактором им предлагается выполнить проект по выбору: «Чертеж новой школы», «Национальные узоры», «Моя Родина», «Моя семья». После этого идет знакомство с векторным графическим редактором CorelDraw, которое проходит в той же последовательности. Работы оформляются в виде выставки, отправляются на конкурс. В конце изучения курса информатики учащиеся выполняют объемные проекты «Моя организация», «Моя семья» или «Мой бизнес». При выполнении этого проекта ребята должны оформить буклет о своей организации, выполнить необходимые для организации расчеты с помощью электронной таблицы, создать базу данных работников, сделать презентацию или сайт. Для оценивания оформлений проектов используются критерии, которые разработаны на основе рекомендации учебного пособия «Intel. Обучение для будущего»: · Критерии для оценивания буклета · Критерии для оценивания презентации · Критерии для оценивания сайта Заключение Такая систематическая и целенаправленная работа дала свои результаты, и теперь я с уверенность могу сказать, что при применении проектного метода обучения достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям, повышается интерес к предмету, ребята становятся самостоятельными в получении знаний и отработке умений, реализуется их творческий потенциал. Это доказывает: 1. Повышение качества успеваемости. Позитивную динамику учебных достижений показывают результаты государственных итоговых экзаменов в 9, 11-х классах. 2. Увеличение количества учащихся, желающих посещать кружковые занятия, курсы по выбору, элективы по информатике и ИКТ, обучающихся дистационно 3. Развитие информационных, исследовательских и проектных умений учащихся можно проследить по увеличению количества участников различных конкурсов. Занимают призовые места на краевом уровне. 4. Ежегодно учащиеся занимают призовые места на олимпиаде по информатике. 5. Повысилось качество работы школьного радиоузла и пресс-центра. 6. Увеличилось количество учащихся, занимающихся дополнительно после уроков в компьютерном классе: составление проектов, поиск информации в Интернет. 7. Умение проектировать помогли учащимся старших классов участвовать и в конкурсах детских социально-культурных проектов. По вышеизложенному результат работы можно разделить на два вида: 1. Внешний: его можно увидеть, потрогать и применить на практике - это электронные презентации, буклеты, календари, видеофильмы, электронные рисунки. 2. Внутренний: опыт деятельности, который объединяет в себе знания, умения и навыки. Таким образом, применение проектного метода обучения помогло мне подняться на новый уровень преподавания информатики и ИКТ.
| |||||||||||
| |||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish» |